Минфин оптимизирует распределение субсидий через Электронный бюджет для госкомпаний и ППК

Конкурентные принципы в работе с бюджетными средствами

Минфин под руководством Антона Силуанова (слева) нашел способ разделить государственные и рыночные функции госкомпаний, чтобы взять первые под контроль (в центре — Алексей Миллер, справа — Алексей Лихачев, «Росатом»)
Фото: kommersant.ru

С 2026 года государственные корпорации, акные общества и публиные общества и публично-правовые компании начнут распределять субсидии по новым правилам. Единый порядок отбора подрядчиков через систему «Электронный бюджет» повысит прозрачность и откроет доступ к финансированию для большего числа участников. Реформа позволит бизнесу активнее участвовать в проектах, а государству — эффективнее контролировать расходование 76 млрд рублей ежегодно.

Устранение двойственности в управлении

Обновлённые нормы, закреплённые в постановлении №364, ликвидируют противоречия между коммерческой и социальной ролью госкомпаний. Теперь их деятельность как рыночных игроков, пополняющих бюджет дивидендами, чётко отделена от функций по реализации госполитики. Это решение минимизирует конфликт интересов и создаёт равные условия для всех участников.

Цифровизация и прозрачность процессов

Переход на электронные процедуры сократит бюрократические издержки и исключит дублирование цифровых сервисов. Минфин получит полный доступ к данным о конкурсных отборах, что позволит отслеживать эффективность субсидирования в режиме реального времени. Ежегодно более 1 000 подрядчиков смогут участвовать в распределении средств, сумма которых к 2025 году достигнет 72,7 млрд рублей.

Новые горизонты для бизнеса и экономики

Унификация правил создаёт основу для справедливой конкуренции и предотвращает концентрацию контрактов у ограниченного круга исполнителей. Инновационный подход к управлению бюджетными потоками укрепит доверие предпринимателей и ускорит достижение национальных экономических целей. Реформа стала важным шагом в построении прозрачной системы государственно-частного партнёрства.

В последние годы правительство активно совершенствует систему управления госкомпаниями, укрепляя их роль в реализации стратегических проектов. Это способствует стабильному экономическому росту и притоку инвестиций в ключевые для страны направления.

Согласно обновлённым нормам Бюджетного кодекса, предоставление субсидий государственным АО и корпорациям теперь напрямую связано с достижением целей госпрограмм. Эти задачи включены в стратегии компаний и находятся под постоянным мониторингом. Особое внимание уделяется цифровому контролю за целевыми расходами, что повышает эффективность использования средств. При этом проекты, направленные на развитие рыночных функций и увеличение прибыли, сохраняют гибкость в управлении.

Для отбора получателей субсидий внедрена электронная система через платформу ГИС «Электронный бюджет» или региональные информационные ресурсы. Доступны два формата: конкурсный отбор с оценкой наилучших условий и запрос предложений, где учитывается соответствие критериям и своевременность подачи заявок. Объявления о поиске подрядчиков публикуются после согласования с уполномоченными органами, что гарантирует прозрачность процедур.

Электронные платформы: новый уровень прозрачности

Как отмечают эксперты, единые правила распределения субсидий для госкомпаний и ведомств создают равные условия для всех участников. Благодаря цифровизации процессов достигается сопоставимость результатов, унификация этапов выделения средств и полный контроль за их использованием. «Ранее аналогичные механизмы успешно зарекомендовали себя в работе с юридическими лицами. Синхронизация подходов для госкомпаний потребовала дополнительного времени из-за масштаба задач, но теперь система выведена на оптимальный уровень», — подчеркнули в профильном ведомстве.

Инвестиции в развитие: баланс целей и возможностей

Рост авансовых расходов в начале года отражает активное финансирование приоритетных программ. Несмотря на временное увеличение бюджетного дефицита, эти меры направлены на долгосрочный эффект — модернизацию инфраструктуры, поддержку инноваций и социально-экономическое развитие регионов. Такой подход позволяет сочетать текущие задачи с стратегическими целями, обеспечивая устойчивость национальной экономики.

Новые решения для эффективного развития

Представители бизнеса отметили, что обновлённые механизмы предоставления субсидий требуют дополнительной адаптации. Некоторые компании выразили мнение, что стандартизация процессов временно усложняет многоэтапную экспертизу и внесение изменений в проекты на этапе подачи заявок. Тем не менее, в Минфине подчеркивают: переход на цифровую платформу «Электронный бюджет» осуществляется поэтапно, учитывая готовность всех участников — от государственных корпораций до подрядчиков. Это позволяет сохранить баланс между прозрачностью процедур и гибкостью реализации инвестиционных инициатив.

Диалог и поддержка для успешной реализации проектов

Ведомство активно анализирует текущую практику проведения отборов, чтобы оперативно реагировать на запросы рынка. Благодаря индивидуальному подходу при разработке ИТ-инструментов уже удалось оптимизировать взаимодействие с заявителями. Специалисты Минфина отмечают, что большинство возникающих вопросов связаны с техническими нюансами или правовыми аспектами, которые решаются в рабочем порядке. Для ускорения процессов участники могут всегда получить детальные консультации по применению обновлённых правил — это помогает находить решения и сохранять динамику в реализации стратегически важных проектов.

Источник: www.kommersant.ru

Интересные новости