Перестраховка на Луне: поиск альтернативы Starship
В космическом сообществе США усиливаются дискуссии о необходимости запасного плана для лунной программы. Отраслевые эксперты и многие представители NASA выражают мнение, что США рискуют уступить инициативу Китаю (КНР) в амбициозной гонке за Луну. Есть опасения, что Пекин сможет высадить своих космонавтов на спутник Земли раньше американцев, ориентировочно в период 2029-2030 годов. При этом существует вероятность, что ключевой элемент американской программы, корабль SpaceX Starship HLS, не будет полностью готов для пилотируемых полетов в указанные сроки.
План Б: модернизация вместо нового строительства?
Разрабатывается несколько альтернативных сценариев на случай возможных задержок со Starship. Один из них предполагает использование упрощенной версии Starship HLS, которой не потребуется сложная орбитальная дозаправка для доставки экипажа на Луну. Хотя технически это решение выглядит реальным, эксперты сомневаются, что SpaceX сосредоточит на нем усилия, так как основная цель компании — Марс, а "урезанная" версия лунного корабля может отвлечь ресурсы.
Уроки прошлого: почему Apollo не возродить?
Еще одно предложение – воссоздать проверенный временем лунный модуль программы Apollo. Однако этот вариант был быстро отвергнут как непрактичный. Опыт последних лет показал, что традиционные крупные подрядчики космической отрасли ("Старый космос") действуют значительно медленнее, чем в эпоху лунной гонки 60-х, и вряд ли смогут обеспечить необходимые темпы разработки из-за изменившихся условий и кадрового состава.
Blue Origin и MK1: неожиданное решение
Наиболее перспективной альтернативой эксперты видят экстренную разработку пилотируемого лунного модуля компанией Blue Origin. Основанная Джеффом Безосом в 2000 году, она обладает культурой, отличной от "Старого космоса", и готова к динамичной работе. Ее существующая платформа – грузовой посадочный модуль Blue Moon Mark 1 (MK1) – рассматривается как основа для будущего пилотируемого корабля. Аппарат MK1 обладает внушительными характеристиками: полная масса 21,35 тонны и способность доставить до 3 тонн полезного груза на лунную поверхность, превосходя массой посадочные модули Apollo на 40%.
Переделка MK1: высадка и эвакуация
Хотя MK1 изначально создавался для роботизированных миссий, его считают пригодным для адаптации. Для пилотируемых полетов потребуется добавить надежную систему жизнеобеспечения для пребывания астронавтов на Луне и мощную двигательную установку для взлета с поверхности. Однако модификация существенно уменьшит полезную нагрузку. Чтобы компенсировать это, предлагается использовать два модуля: один для посадки, другой – для возвращения экипажа на орбиту. Инженеры Blue Origin выражают уверенность в осуществимости такого двухэтапного подхода к высадке.
Анализ технических возможностей MK1
Замена Starship HLS на Blue Moon Mark 1 имеет свои нюансы. Система MK1 использует пару кислород/водород. Хранение жидкого водорода в космических условиях представляет серьезную техническую сложность из-за его крайне низкой температуры кипения, что дополнительно аргументирует необходимость схемы с раздельной посадкой и взлетом.
Эвакуация экипажа взлетным модулем может потребовать от астронавтов перехода значительного расстояния по лунной поверхности. При взлете двигатели поднимут огромное количество абразивной реголитной пыли, представляющей опасность как для оборудования (солнечные батареи), так и для самих скафандров. Кроме того, ограниченная грузоподъемность MK1 может не позволить взять полноценный луноход, что сделает дальние пешие переходы сложными и утомительными для членов экипажа.
Несмотря на возникающие вопросы, поиск надежного запасного решения демонстрирует решимость NASA и партнеров из частного сектора добиться успеха. Опыт и технологии, накопленные такими компаниями, как Blue Origin, станут неоценимым вкладом в возвращение человечества на Луну.
Источник: naked-science.ru