
Изменения в регулировании такси могут стать реальностью в ближайшее время. Власти активно разрабатывают меры по упрощению существующих правил, реагируя на массовый переход водителей в неформальный сектор. Причиной стали избыточные требования, заставляющие таксистов искать клиентов через мессенджеры и соцсети вместо агрегаторов. Для бюджета это означает потерю миллиардов рублей, которые перестают поступать легально.
Свет в конце тоннеля для водителей
Парламентарии разработали инициативы по смягчению законодательства для таксистов. Эти предложения направлены на корректировку закона «О такси», действующего с осени 2023 года и установившего множество ограничений. Нужда в таких мерах назрела: рынок легального такси начал сокращаться из-за слишком частых нововведений. Особенно сильный отток водителей в "серую зону" спровоцировало введение обязательного полиса ОСГОП осенью 2024 года.
В качестве альтернативы агрегаторам водители все чаще используют соцсети и мессенджеры. Специализированные сервисы фиксируют множество групп и каналов для заказа поездок, демонстрирующий масштабы этого явления.
Выгоды неформального сектора и сложности возврата
Вывод водителей обратно в правовое поле станет сложной задачей. Неформальная работа существенно сокращает расходы: нет комиссий агрегаторам, не нужен дорогостоящий полис ОСГОП, и водители освобождаются от ряда других требований. Стоимость полиса ОСГОП колеблется от 1,3 тыс. до 5,4 тыс. рублей в год за автомобиль, а штрафы за его отсутствие станут неизбежны после 31 октября 2024 года.
Пассажиры также активно участвуют в этом процессе, так как поездки "мимо" агрегаторов часто предлагаются по значительно более низким ценам, что стимулирует спрос.
Растущий дефицит и позитивные перспективы изменений
Постоянное ужесточение требований привело к предсказуемым последствиям. Дефицит легальных водителей к концу 2024 года прогнозируется на уровне 130 тысяч человек. Значительная доля таксистов, как показывают опросы, готова перейти на нелегальные рельсы, если не сможет соблюсти все нормы. Новые законотворческие инициативы дают надежду на более сбалансированный и справедливый подход к регулированию отрасли.
Переход таксистов в неформальный сектор – значимый вызов как для агрегаторов, так и для государства. Платформы сталкиваются с нехваткой водителей и, как следствие, снижением доходов и оттоком пассажиров, ожидающих машину дольше из-за уменьшения доступного парка. При этом государство теряет весомые налоги, ведь водители, работающие вне правового поля, чаще всего их не уплачивают. В итоге это создает риск снижения бюджетных поступлений на десятки миллиардов рублей ежегодно.
Экспертные оценки указывают на внушительный объем ежегодных налоговых недопоступлений в размере около 80 млрд рублей. Весь рынок пассажирских перевозок такси оценивается в сумму порядка 1 трлн рублей в год, в этой сфере задействовано около 2 миллионов водителей и 1,2 миллиона автомобилей.
Пути к решению: новое видение регулирования
В ответ на вызовы депутаты разрабатывают сбалансированные корректировки законодательства. Одно из перспективных предложений – переход к менее частым очным проверкам здоровья водителей и техосмотрам техники с акцентом на разработку системы дистанционных предрейсовых осмотров в будущем.
Планируется смягчить и требования к оклейке автомобилей. Также предлагается обязать агрегаторы оперативно блокировать машины, на которые поступают обоснованные жалобы пассажиров, особенно касающиеся состояния транспорта.
Инновационным видится проект модернизации электронных путевых листов – в них хотят включить цифровые опросники для водителей о самочувствии и готовности автомобиля к работе.
Особое внимание уделяется стимуляции работы самозанятых. Для них предлагается снять обязательства по окраске и оклейке транспортных средств и, что еще важнее, разрешить не вносить автомобиль в реестр такси. Это решит ключевую проблему: отметка о работе в такси часто серьезно снижает ликвидность машины при продаже, вынуждая владельцев терять сотни тысяч рублей.
Диалог с индустрией: поиск реалистичного решения
Представители отрасли активно включились в обсуждение и пока видят сложность в практическом применении части инициатив. Так, эксперты сомневаются в возможности полноценной и объективной дистанционной оценки состояния автомобиля только на основании отчетов водителей или мнений пассажиров.
В профессиональной среде пока нет однозначной уверенности, что жалобы клиентов на состояние автомобиля получат достаточное внимание и приведут к реальным действиям со стороны регулирующих органов или агрегаторов. Это важный момент для дальнейшей проработки предложений.
Вот отредактированный текст с повышенной уникальностью и позитивным настроем:
Прогрессивные перемены и защита интересов участников рынка
Примечательно, что инициатива об отмене обязательного страхования ОСГОП, встретившая добровольную поддержку со стороны как частных водителей, так и ведущих агрегаторов, по-прежнему находится в приоритетном обсуждении депутатов и имеет добрые перспективы для рассмотрения.
Источник: biz.cnews.ru