Windward сообщила о возвращении стабильности судоходства в Ормузском проливе

Судоходство и Ормузский пролив: современные вызовы и находчивость экипажей

Windward сообщила о возвращении стабильности судоходства в Ормузском проливе-0
Фото: kommersant.ru

В последнее время Ормузский пролив вновь оказался в центре внимания мирового судоходства. Во время напряжённого конфликта между Ираном и Израилем многие международные суда выбрали осторожную стратегию — изменить или замаскировать информацию о своей принадлежности. За две недели кризиса порядка 50 кораблей, проходивших маршруты через Персидский залив и Красное море, передали в эфир порядка 100 необычных сообщений. Так, контейнеровоз, шедший в Пакистан под панамским флагом, объявлял, что перевозит исключительно китайский груз, а суда под флагом Сингапура оповещали о своей непричастности к Израилю. Встречались и утверждения, что на борту находится российская нефть. Эти действия фиксировались аналитической платформой морских рисков Windward.

Такое поведение оказалось своеобразной мерой предосторожности. Владелец судна, столкнувшись с неопределённостью происхождения корабля и сложности в обнаружении настоящих владельцев, рассчитывал на то, что корабли, идентифицированные как принадлежащие к России или Китаю, столкнутся с меньшими рисками нападения в сложившейся геополитической обстановке. Впрочем, председатель совета директоров компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим подчёркивает: стопроцентной гарантии безопасности подобные меры не обеспечивают. «Теневые флотилии трудно отследить, сложно выяснить их настоящий груз и маршрут. Но если речь о честных судах с полностью работающими системами слежения, с открытыми декларациями по грузу и пунктам назначения — тут никакой секрета нет», — отмечает Пурим.

По его словам, традиционные уловки с радиопозывными уходят корнями в прошлое столетие. Если будет принято целенаправленное решение об атаке, подобные методы вряд ли спасут. Зато страховые компании становятся важнейшим элементом защиты: они контролируют допустимость прохождения по определённым маршрутам, и судовладельцы выбирают любой доступный способ для обеспечения безопасности своих экипажей и судов. Кто-то устанавливает пугала для защиты от пиратов, другие нанимают специализированные охранные компании, третьи скрывают имена кораблей на бортах.

Влияние ближневосточного конфликта на нефтяные рынки

Сегодня мировое судоходство действует осмотрительно, но не впервые сталкивается с подобными ситуациями. Аналитики Windward отмечают, что неординарные радиосообщения уже встречались в Красном море, где сохраняется активность хуситов. Но для Персидского залива такие меры стали новинкой и вызвали внимательное отношение со стороны всех участников рынка.

Первый заместитель руководителя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук добавляет, что такие манёвры сопряжены с реальными юридическими рисками. Локальные власти имеют право досматривать любые судна. Корабли, идущие под иностранными флагами, могут иметь сложные связи с российским бизнесом, опосредованные зарубежными компаниями. Однако основополагающим для любого судна является его флаг — именно по нему определяется действующее на борту законодательство. Судно не имеет права менять регистрацию или выдавать себя за корабль другой страны: это прямое нарушение международных норм, за что предусмотрены задержания, проверки и возможный арест. На практике выяснить реальную принадлежность судна несложно — достаточно проверить документы, и страна флага подтвердит или опровергнет информацию.

Позитивные перемены в транспортной активности после снижения напряжённости

Что примечательно — сразу после ослабления конфликта между Ираном и Израилем, уже на следующий день после демонстрации деэскалации, грузопоток через Ормузский пролив вновь вырос примерно на 30%. Этот впечатляющий показатель подчёркивает, насколько чувствительным к внешнеполитическим обстоятельствам остаётся крупнейший узел мирового нефтяного рынка. Через Ормуз проходит почти 20% всего мирового потока нефти и стратегических энергетических ресурсов.

Высокая мобильность и приспособляемость судоходной отрасли демонстрирует, что участники рынка готовы к сложным вызовам и оперативно реагируют на любые изменения. Как только регион возвращается к стабильности, бизнес быстро восстанавливает прежние объёмы, а порой и наращивает их, повторяя опыт успешно преодолённых кризисов.

Прогнозы и взвешенный оптимизм участников отрасли

Аналитики и представители судоходных компаний уверены: несмотря на турбулентность и постоянные внешние угрозы, Ормузский пролив сохраняет статус ключевой транспортной артерии планеты. Разумное управление рисками, внедрение новых технологий мониторинга и согласованная работа страховых служб позволяют минимизировать опасности для экипажей и груза. Эксперты ожидают дальнейший рост прозрачности операций и усиление сотрудничества между государствами-соседями, что позитивно скажется на дальнейшем развитии морской логистики в регионе.

Таким образом, несмотря на отдельные вызовы, нынешняя ситуация в сфере судоходства через Ормузский пролив демонстрирует гибкость и высокую степень профессионализма морских перевозчиков. Благодаря консолидированным усилиям больших компаний, вроде Windward и «Совфрахт», отрасль сохраняет стабильность даже в самых непредсказуемых обстоятельствах. Участники рынка смотрят в будущее с осторожным оптимизмом и продолжают обеспечивать бесперебойные поставки стратегических грузов для мировой экономики.

Источник: www.kommersant.ru

Интересные новости