О том, как государство призывает школьников получать рабочие профессии

По данным Минпросвещения, приемная кампания 2024 года показала впечатляющие результаты — 62,5% выпускников 9-х классов выбрали обучение в колледжах и техникумах. Министр Сергей Кравцов отметил, что 93,2% выпускников колледжей успешно трудоустраиваются, внося значительный вклад в развитие экономики страны.
Тенденция роста популярности среднего профессионального образования наметилась еще в 2017 году, когда 56% девятиклассников выбрали этот путь. Существенный импульс развитию системы СПО придало заявление премьер-министра Михаила Мишустина в 2021 году о необходимости повышения престижа выпускников колледжей и адаптации образовательных программ под потребности работодателей.
Статистика 2022 года демонстрирует, что половина выпускников 9-х классов поступила в ссузы, а 4% начали трудовую деятельность. Интересно отметить, что 17% выпускников колледжей продолжили обучение в высших учебных заведениях. Вместе с выпускниками прошлых лет они составили 37% от общего числа первокурсников вузов.
Выбор среднего профессионального образования особенно популярен в регионах с высоким уровнем безработицы и преобладанием сельского населения. В экономически развитых регионах выпускники чаще предпочитают продолжать обучение в старших классах школы.
Московские власти активно поддерживают развитие системы СПО. В 2024 году было создано дополнительно 10 тысяч бюджетных мест в колледжах столицы, доведя общее количество до 40 тысяч (при общероссийском показателе 740 тысяч мест).
Вице-мэр Анастасия Ракова подчеркивает эффективность такого подхода для решения кадровых потребностей города, отмечая, что 75% вакансий в столичной службе занятости требуют среднего профессионального образования.
В 2024 году развитие системы СПО вызвало оживленные дискуссии. На правительственном часе в Госдуме спикер Вячеслав Володин (ЕР) указал на необходимость внедрения кратких программ профессионального обучения, подобных существовавшим в советских ПТУ. Также была отмечена проблема коммерциализации: более 40% студентов ссузов обучаются на платной основе.
Особое внимание привлекла ситуация в некоторых регионах, где выпускники девятых классов столкнулись с трудностями при поступлении в десятые классы. Это связано с введенным в 2023 году образовательным стандартом, позволяющим школам проводить отбор учащихся в профильные классы. Многие школы перестали формировать общеобразовательные десятые классы.
Правительство унифицирует взаимодействие вузовских центров карьеры и служб занятости
Ситуация потребовала вмешательства прокуратуры, которая напомнила о постановлении Конституционного суда 2020 года: процедура отбора в профильные классы не может быть основанием для отказа в продолжении обучения. Хотя права обратившихся с жалобами были восстановлены, многие семьи предпочли не вступать в борьбу, что косвенно повлияло на статистику поступления в колледжи.
Такая ситуация создает определенный диссонанс с заявленной целью подготовки высококвалифицированных и мотивированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Если выпускники 11-х классов определяются с выбором профессии в 16-17 лет, то будущим студентам колледжей приходится принимать это важное решение в 14-15 лет. Большие надежды возлагаются на систему школьной профориентации, включая уроки «Россия — мои горизонты», которые призваны помочь подросткам сделать осознанный выбор профессионального пути с учетом их интересов и способностей.
Источник: www.kommersant.ru