Российские ученые изучают успешный опыт Испании в ликвидации последствий разлива нефтепродуктов для решения экологической проблемы в акватории Черного моря. Об этом сообщил доктор химических наук, вице-президент и академик РАН Степан Калмыков. По его мнению, несмотря на серьезность ситуации, существуют проверенные методы борьбы с подобными загрязнениями.

Испанские специалисты достигли наилучших результатов, применяя комбинированный подход механической очистки — как с помощью специальной техники, так и ручным способом. Микробиологические методы показали меньшую эффективность из-за специфики условий и длительности процесса. Особое внимание уделяется тому факту, что мазутное топливо, относящееся к тяжелым нефтяным фракциям, крайне устойчиво к естественному разложению.
Показательным примером служит инцидент с танкером Prestige у берегов Галисии в ноябре 2002 года. При аварии произошел разлив аналогичного типа топлива (М-100), затронувший 800 километров прибрежной зоны. Загрязнению подверглись водная толща, поверхность и береговая линия — всего более 63 тысяч тонн нефтепродуктов.
«Мы внимательно анализируем методики испанских коллег, поскольку им удалось эффективно справиться с похожей проблемой», — подчеркнул Калмыков.
Академик выступает за создание единого научного центра по борьбе с загрязнением, что позволит избежать разрозненных действий отдельных исследовательских групп. Важно проводить масштабные испытания перспективных технологий непосредственно в зоне бедствия, определяя наиболее действенные реагенты и технические решения.
«Хотя точные сроки назвать сложно, при правильной организации работ и применении комплексного подхода к очистке дна, воды и береговой линии, процесс можно существенно ускорить. Ключевая задача сейчас — выбор оптимальных технологий», — пояснил ученый.
Работа ведется в тесном взаимодействии с правительственной комиссией и специальным штабом при Министерстве науки и высшего образования. К решению проблемы привлечены ведущие специалисты из институтов РАН и университетов. Уже проводятся испытания различных методов обнаружения, локализации загрязнений и защиты акватории.
Напомним, что 15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», что привело к масштабному разливу топлива. По данным Минприроды, около 4 тысяч тонн мазута попало в Черное море и на побережье Крыма и Краснодарского края. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев оценил объем загрязнения на морском дне в 5 тысяч тонн. К 10 января с пляжей Анапы и Темрюкского района было вывезено более 147 тысяч тонн загрязненного песка.
Член-корреспондент Академии наук, научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян отметил активное участие волонтеров в первые дни после аварии. Систематическая работа профильных служб началась позднее, что подчеркивает необходимость совершенствования механизмов оперативного реагирования на подобные чрезвычайные ситуации.
Источник: rbc.ru