Суббота, 26 апреля, 2025

Новые возможности развития морских портов России

Инвестиции операторов не выдерживают денежно-кредитной политики ЦБ

Фото: kommersant.ru

Морские портовые операторы вступили в активный диалог с Центральным банком по вопросу ключевой ставки. Представители отрасли заявили о готовности инвестировать около 900 млрд рублей до 2030 года в развитие портовой инфраструктуры, однако высокая ключевая ставка существенно ограничивает возможности привлечения необходимого финансирования. Регулятор предложил альтернативные решения через механизмы долевого финансирования, прогнозируя стабилизацию экономической ситуации к 2026 году.

Конструктивный диалог между Ассоциацией морских торговых портов (АСОП) и ЦБ развернулся вокруг перспектив инвестиционного развития отрасли. Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов направил обращение в Центральный банк, получив развернутый ответ от профильного департамента 17 января.

Впечатляющие результаты развития портовой отрасли за последние 25 лет демонстрируют пятикратный рост мощностей до 1,37 млрд тонн и увеличение объема перевалки в 5,6 раза до 906,5 млн тонн. Важно отметить эффективность частно-государственного партнерства, где на каждый государственный рубль приходилось от 5 до 10 рублей частных инвестиций. В 2024 году наблюдается временное снижение грузооборота на 2,3% до 886,3 млн тонн, при этом импортные операции показали уверенный рост на 11%. Позитивную динамику демонстрируют Балтийский и Каспийский бассейны.

Амбициозный нацпроект «Эффективная транспортная система» предусматривает увеличение международных перевозок к 2030 году в полтора раза и расширение портовых мощностей до 1,6 млрд тонн. Для достижения этих целей планируется привлечь 580 млрд рублей частных и 119 млрд рублей государственных инвестиций. Дополнительно анонсированы 33 перспективных проекта с объемом частных инвестиций свыше 300 млрд рублей.

В условиях внешних ограничений и текущей денежно-кредитной политики портовые операторы ищут оптимальные пути финансирования проектов. Серик Жусупов обратился к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой учитывать интересы транспортной отрасли при определении параметров ключевой ставки.

Центральный банк видит решение в диверсификации источников финансирования и развитии механизмов долевого участия. Регулятор подчеркивает важность сбалансированного подхода к наращиванию кредитной нагрузки и прогнозирует достижение целевого уровня инфляции в 4% к 2026 году.

Вопрос доступности финансирования актуален для всего промышленного сектора. Крупные компании, включая «Северсталь», АвтоВАЗ и «Ростех», отмечают необходимость адаптации инвестиционных планов к текущим экономическим условиям.

По мнению заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, текущая денежно-кредитная политика создает определенные вызовы для деловой активности. Статистика Росстата за январь-ноябрь 2024 года показывает неоднородную динамику в различных секторах промышленности. Временное снижение наблюдается в добыче полезных ископаемых и некоторых обрабатывающих производствах, что требует взвешенного подхода к стимулированию экономического роста.

Источник: www.kommersant.ru

Интересные новости