Улучшились ли цифровые навыки во время пандемии?

Миниатюрные врачи на защитной маске

«Вы меня слышите?»

Во время видеозвонков в 2020 году часто звучал такой вопрос. На тот момент удалённая работа ещё не была широко распространена. Многие сталкивались с трудностями как в освоении технологий, так и в новой форме общения. Недавнее исследование, проведённое четырьмя профессорами из Университета Дуйсбург-Эссен, позволило выяснить, действительно ли локдауны, вызванные COVID-19, способствовали улучшению цифровых навыков.

Рост цифровых навыков и цифровое неравенство

С началом пандемии COVID-19 многим людям пришлось развивать свои цифровые навыки. Это происходило либо по собственной инициативе, либо в результате изменений в условиях жизни, обучения и работы. Однако исследование показало заметное неравенство. Наибольший прогресс в цифровой сфере продемонстрировали молодые мужчины с высшим образованием, проживающие в городах. Другие социальные группы также развивали цифровую грамотность, но в значительно меньшей степени. Это говорит о том, что цифровое неравенство в обществе сохраняется.

Санитары измеряют температуру бесконтактно

Методика исследования

Для получения данных исследователи опросили 1 143 человека в возрасте от 18 до 87 лет, которые регулярно пользуются интернетом. В опросе оценивались различные цифровые компетенции — от участия в видеоконференциях до выполнения целенаправленного поиска в интернете.

Психологическое восприятие цифровых изменений

Развитие цифровых навыков во время локдаунов оказалось не только полезным, но и психологически неоднозначным опытом. С одной стороны, освоение технологий дало людям чувство контроля над ситуацией, повысило уверенность в себе и обеспечило возможность оставаться на связи с близкими, коллегами и миром в целом. Онлайн-коммуникация, видеозвонки, социальные сети и мессенджеры стали своего рода «мостом» между изоляцией и внешним миром.

С другой стороны, даже при наличии постоянного цифрового контакта многие испытывали ощущение одиночества и эмоциональной оторванности. Медиапсихолог Герман Нойбаум отмечает, что чем активнее человек использовал цифровые инструменты, тем чаще сталкивался с внутренним конфликтом: формальная связь поддерживается, но эмоциональное удовлетворение остаётся неполным. Это указывает на важную особенность человеческой психики — социальные потребности включают не только информационный обмен, но и физическое присутствие, жесты, интонации, живое сопереживание.

Женщина в медицинской маске

Инфодемия и вызовы цифрового общества

Многие участники исследования также подчеркнули, что базовых цифровых умений сегодня уже недостаточно. В эпоху переполненности информацией особенно важны критическое мышление, медиаграмотность и способность к самостоятельному анализу контента. Эксперты отмечают, что эти навыки должны развиваться системно — начиная с раннего возраста и на всех уровнях образования. В противном случае общество рискует не справиться с нарастающим объёмом дезинформации и манипуляций в цифровой среде. Также важно уметь отличать надёжные источники от ненадёжных и осознавать последствия своих действий в сети.

Таким образом, респонденты указали на инфодемию как на серьёзную проблему цифрового общества. По их мнению, ответственность за развитие медиаобразования несут не только школы, но и политики.

Женщина держит смартфон

Роль работодателей и онлайн-курсов

Отдельную роль в развитии цифровых компетенций сыграли работодатели, предлагая сотрудникам онлайн-обучение и новые инструменты удалённой работы. Переход на удалёнку вынудил компании ускоренно внедрять платформы для совместной деятельности, такие как Zoom, Microsoft Teams и Google Meet. Это способствовало не только адаптации персонала, но и освоению новых цифровых процессов.

Популярность платформ с видеокурсами и вебинарами значительно выросла. Сотрудники стали чаще использовать возможности для самообучения, особенно в сферах, связанных с цифровой безопасностью, коммуникацией и управлением проектами. Онлайн-обучение позволило многим адаптироваться к новым требованиям рабочего процесса и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Некоторые компании даже ввели обязательные программы повышения цифровой грамотности, осознав, что эффективность работы напрямую зависит от уровня технологической подготовки персонала. Таким образом, рабочая среда стала ещё одним важным фактором, повлиявшим на рост цифровых навыков в период пандемии.

Женщина участвует в видеоконференции
Интересные новости