Китайским свечам зажигания грозят антидемпинговые пошлины
Производитель "Энгельс Свечи зажигания", принадлежащий "Севергрупп" Алексея Мордашова, инициировал антидемпинговое расследование в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Повод – значительный рост поставок аналогичной продукции из КНР по искусственно заниженным ценам, причиняющий ущерб местному производству. Эксперты отмечают, что повышение цен прежде всего почувствуют автовладельцы при замене свечей, тогда как в автопроме прогнозируют потенциальный рост цен на машины.
Расследование Евразийской экономической комиссии
ЕЭК официально запустила процедуру по иску "Энгельс Свечи зажигания" – единственного производителя таких компонентов в ЕАЭС в период 2022-2024 гг. Предприятие в Энгельсе с годовым выпуском 100 млн свечей под брендами Meteor и ЭЗ ранее принадлежало концерну Bosch, затем перешло к S8 Capital, а сейчас находится под управлением "Севергрупп".
Рынок под давлением демпинга
Анализ ЕЭК подтвердил: китайские свечи в 2024 году поставлялись в ЕАЭС с демпинговой маржой в 26,1% ниже внутренних цен КНР. При этом общий спрос в Союзе падал (-8%), но доля китайского импорта росла (+3% в объемах, +12% в потреблении). Отечественные производители не могли адекватно повысить цены при росте издержек, что привело к убыткам. "Энгельс Свечи зажигания" получил убыток 143,63 млн руб. при выручке 1,55 млрд руб. в 2023 году.
Компания подчеркивает избыток производства в Китае (на 60% выше внутреннего потребления в 2022 г.) и прогнозирует дальнейшее снижение спроса там из-за перехода на электромобили. Это усилит ориентацию китайских заводов на экспорт.
Перспективы локализации и конкуренции
Представитель "Энгельс Свечи зажигания" выразил оптимизм: справедливые условия конкуренции позволят сохранить и развивать производство, достичь полной загрузки мощностей и увеличить глубину локализации.
Возможные последствия для рынка и потребителей
Вадим Тедеев (IPM Consulting) пояснил: размер антидемпинговой пошлины обычно привязан к величине демпинговой маржи (26,1%), но может корректироваться ЕЭК с учетом ущерба рынку и интересов потребителей.
Дмитрий Бабанский (SBS Consulting) указывает на позитив: текущее снижение спроса в РФ на аналогичную продукцию оценивается в ~20%, а введение пошлин создаст равные условия. Это позволит отечественным производителям увеличить свою рыночную долю с исторических 30% до 45-50%. Он отмечает, что влияние на стоимость новых автомобилей будет ограниченным, однако автовладельцы при замене свечей столкнутся с ростом цен.
В автомобильной отрасли усиливаются голоса, предупреждающие, что ограничение доступа к качественным или более доступным китайским компонентам может привести к росту цен на автомобили.
Источник: www.kommersant.ru