Знаменитый автобус «Икарус-280», хорошо знакомый всем как «гармошка», стал настоящим символом не только городских улиц, но и удивительных поселений на просторах Подмосковья. Эти просторные венгерские автобусы выпускались с 1973 по 2003 год и долгие годы были неотъемлемой частью транспортной системы СССР и России. Сегодня, спустя десятилетия, отдельные экземпляры «Икаруса-280» находят новое применение и продолжают вдохновлять людей, например, в садовых товариществах вроде СНТ «Березки-6».
Последние сторожа истории: «Икарусы» за садовым забором
Территория СНТ «Березки-6» окружена скромным деревянным забором. Из-за него выглядывают уютные дачные домики, а местами — остатки ярких автобусов: желтого и синего цветов. Один из этих автобусов давно служит складом для дров, а другая половина — просто молчаливый свидетель давно минувших лет. В самом СНТ, по словам добродушного сторожа, оригинальные кузова «Икарусов» можно пересчитать по пальцам одной руки.
На одном из участков все, что осталось, — это задняя часть синего «Икаруса», уже совсем опустевшая. Владелец решительно говорит, что с автобусом придется попрощаться: его судьба в ближайшем будущем — быть сданным на металлолом, чтобы уступить место чему-то новому и свежему.
Хочется перемен, а этот автобус — словно бельмо на глазу. Родителей уже нет, а воспоминания непростые…
— так делится своими мыслями землевладелец из СНТ «Березки-6».
Между тем, дачные разговоры нередко пересекаются с интересом прессы. Местные жители с легкой иронией отмечают, что журналисты приезжают сюда почти каждый год и нередко преувеличивают, утверждая, что люди все еще живут прямо в старых автобусах. Внимание к «Березкам-6» не угасает, и даже мельчайшие подробности о жизни в поселке хорошо запоминаются местными жителями.
Семейный очаг Ольги Андреевны: традиции автобусников
В этом же СНТ проживает целая дружная семья Ольги Андреевны. История их семьи тесно связана с московским транспортом, ведь её отец работал токарем в легендарном 1-м автобусном парке с 1946 года, а позже его дело продолжила сестра, которая со временем стала руководителем одного из отделов крупного транспортного предприятия. Семейная связь с городской автобусной инфраструктурой продолжается уже почти век.
Сам парк был открыт в 1931 году на Дружинниковской улице Москвы, обслуживал четверть сотни автобусных маршрутов и имел собственный ремонтный ангар. В 60-х переехал на улицу Введенского, где могло разместиться уже 600 автобусов. Сегодня это эксплуатационная площадка «Коньково», часть крупнейшего транспортного оператора Москвы — Мосгортранс.
Ольга Андреевна с семьёй использует свой «Икарус» теперь как хозяйственный сарай. Здесь хранятся яблочный сок, специи и даже сушится чеснок. В прошлом году поселок привлек внимание экспертов московского музея транспорта — сотрудники приезжали специально, чтобы снять некоторые детали с автобуса, ставшего уже редчайшим экспонатом частного коллекционирования.
Поначалу здесь была всего лишь опушка леса, а вскоре она наполнилась автобусами. Просторные салоны становились временным домом, местом для ужинов и ночлега всей семьи.
— вспоминает Ольга, владелица участка.
Как использовали «гармошки»: креатив и смекалка дачников
Соседи Ольги Андреевны также не стеснялись фантазии. Для кого-то старые автобусы стали курятниками, другие вырезали из окон форточки и строили из них теплицы. Внутри «Икаруса» легко помещались два человека; внутри нередко ставили печки, а выхлопная труба аккуратно обустраивалась, чтобы выходила из окна.
В одной из машин, которую семья демонтировала в 2015 году, даже были устроены двухъярусные нары — здесь хватало места для всей семьи, чтобы провести лето или даже зимовать. По словам Ольги Андреевны, несмотря на то, что серьезных протечек не было, поддерживать «автобусный дом» в хорошем состоянии — задача затратная, но воспоминания о таких необычных временах всё равно остаются светлыми и теплыми.
Наследие на колесах: сохранять или дать вторую жизнь?
Неоднозначный вопрос — что делать с автобусами дальше? Одни дачники считают, что уникальный «Икарус-280» — это важная историческая память и символ прошедшей эпохи, который обязательно нужно сохранить. Другие настаивают, что старые кузова давно пора утилизировать и обустроить участки по-новому, с современным комфортом. Но даже те, кто предпочитает перемены, не скрывают: эти автобусы навсегда останутся значимой частью истории СНТ «Березки-6» и жизни его жителей.
Опыт «автобусных поселков» постепенно уходит в прошлое, но благодаря инициативе таких людей, как Ольга Андреевна, а также поддержке музеев и интересу Мосгортранса, эти удивительные автобусы продолжают вдохновлять своим наследием и уникальностью. Старые «гармошки» — это не только транспорт, но и настоящий символ оптимизма, новаторства и дружбы, объединивших не одно поколение людей.
Источник: msk1.ru