В Государственной Думе Российской Федерации начинается обсуждение важного законопроекта, призванного повысить прозрачность и справедливость налоговой системы в соответствии с международными стандартами. Правительство РФ направило в парламент инициативу, устанавливающую минимальный налог на прибыль для российских организаций, входящих в международные группы компаний (МГК), на уровне не ниже 15%. Новый подход создаст прочный фундамент для развития бизнеса в условиях глобализации и усилит позиции России на мировой экономической арене.
Новая концепция и ее значимость
Международные группы компаний – это объединения бизнес-структур, действующих в разных странах под единым собственником и с общей консолидированной отчетностью. Подобные организации часто стремятся оптимизировать налоговые обязательства за счет размещения отдельных подразделений в государствах с более мягкой фискальной политикой.
Проект, внесенный в Госдуму, предполагает, что российские члены таких групп – будь то компании или их постоянные представительства на территории России – будут обязаны обеспечить уплату не менее 15% налога на прибыль. Если в какой-либо из иностранных юрисдикций совокупная налоговая ставка группы оказывается ниже этого порога, то российский участник обязан доначислить разницу и перечислить ее в отечественный бюджет.
Следование международным стандартам и Pillar Two
Россия активно поддерживает глобальную инициативу ОЭСР, известную как Pillar Two, цель которой – предотвращение ухода от налогов за счет использования разницы в ставках между странами. Внесенные в российское законодательство изменения создают механизм “глобального минимального налога” для российских компаний в составе транснациональных корпоративных структур.
Соответствующие новации будут реализованы, в том числе, через дополнения к статье 284 Налогового кодекса РФ: для налогоплательщиков-участников МГК вводится специальная ставка 15%, из которых 5% направляется в федеральный бюджет, остальные 10% – в бюджеты регионов. Новый порядок закрепляется во вновь создаваемой статье 288.5, где подробно расписаны условия расчета и выплаты налога.
Критерии для применения механизма
Законопроект предусматривает четкие критерии для организаций, на которых распространяются новые нормы. Главной предпосылкой выступает тот факт, что материнская структура МГК должна быть налоговым резидентом иностранной страны, а сама группа – действовать в странах, применяющих правила минимального глобального налога (Pillar Two) или аналогичные механизмы.
Для попадания под действие нововведения обязательна также значительная величина бизнеса: суммарная выручка сгруппированных компаний (по консолидированной международной отчетности) должна превышать эквивалент 750 миллионов евро за каждый из двух финансовых лет, предшествующих налоговому периоду. Если же материнская компания консолидированную отчетность не составляет, используются данные индивидуальной отчетности участников МГК.
Преимущества для России и бизнеса
Внедрение глобального минимального налога позволит России не только сохранять конкурентоспособность своих налоговых условий, но и соответствовать основным трендам мировой экономики. Новый порядок будет способствовать формированию прозрачного инвестиционного климата, создаст справедливые условия для всех участников рынка вне зависимости от их масштабов и территориального расположения филиалов.
Поддержка будущего развития бизнеса заложена и в финансовой структуре распределения собранного налога – регионы страны получат дополнительную подпитку через увеличенный доход в свои бюджеты. Совместные усилия Правительства РФ и Госдумы нацелены на внедрение передовых практик регулирования и налогового администрирования.
При этом национальные компании, интегрированные в международную деловую среду, будут максимально защищены от недобросовестной конкуренции и смогут работать в прозрачном правовом пространстве, что благоприятно отразится на их инвестиционной привлекательности.
Сроки вступления и перспективы
Согласно положению законопроекта, новые нормы начнут действовать с 1 января 2026 года. Это даст достаточное время компаниям адаптироваться к смене законодательства, настроить внутренние процессы и обеспечить соответствие современным мировым требованиям.
Ожидается, что рассмотрение инициативы пройдет в конструктивном ключе, поскольку она отвечает интересам российского государства и бизнеса, формируя основу для дальнейшего экономического роста в гармонии с глобальными подходами налогообложения. Россия продолжает уверенно двигаться к интеграции лучших мировых практик управления налогами, что в будущем обещает новые открытия и покорение передовых позиций в международной деловой среде.
Источник: www.interfax.ru