Что происходит с рынком новых автомобилей в России? Столкнувшись с отсутствием западных брендов и разрушительной динамикой цен, отечественный автосегмент оказался в эпицентре кризиса. Тем не менее, вопреки пессимизму, динамика продаж ставит экспертов в тупик.
Цены на новые машины продолжают разгоняться вверх, а уровень продаж по-прежнему далек от былых рекордов: в апреле россияне приобрели лишь 102 тысячи новых легковых авто, что на 25,5% ниже по сравнению с прошлым годом.
Взрыв популярности — или затаенное падение?
Если взглянуть на абсолютные цифры, неожиданное открытие: несмотря на сокращение спроса, Россия уверенно пробивается в ряды крупнейших рынков Европы. Весной страна впервые за долгое время опередила Испанию по количеству новых автомобилей, хотя всего на несколько тысяч: в Испании в апреле было реализовано 98,5 тысяч единиц. Все остальные основные европейские площадки, кроме Германии, Италии, Франции и Великобритании, не смогли преодолеть даже порог в 50 тысяч продаж за месяц.
На этом фоне вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин обращает внимание на настойчивость россиян, которые не отступают перед высокими ценами, индексацией автокредитов и отсутствием привычных иномарок. Но стоит ли радоваться столь неоднозначным победам?
Тёмная сторона успеха — отставание по автомобилизации
Антон Шапарин напоминает: несмотря на рекорды в продажах, уровень автомобилизации остается пугающе низким — всего 322 автомобиля на тысячу жителей в России. Для сравнения, в Европе этот показатель превышает 570 машин. Даже Латвия, уступающая России по населению, уходит далеко вперёд: 410 авто на каждую тысячу жителей. Лидирует по плотности автопарка Польша с показателем в 703 авто.
Эксперты подчеркивают, что немецкий рынок подает тревожный пример: при меньшей численности населения (на треть меньше, чем в России) Германия продает автомобилей в 2,5 раза больше. Получается, Россия всё ещё действует в условиях суровых ограничений.
Lada Granta: героизм или безвыходность?
На первом месте в стане отечественных покупателей по-прежнему устойчиво держится Lada Granta — автомобиль, который сложно назвать воплощением технологического прогресса. Но именно она стала символом адаптации и выживания на нынешнем рынке.
Эксперты утверждают: с оглядкой на платежеспособность населения, эта модель обеспечивает минимальные издержки на владение и максимально доступна. Конечно, подъем связан не только с лояльностью, но и с неимоверным удорожанием автокредитов, из-за чего граждане, готовые приобретать авто ради мобильности, вынуждены делать ставку на бюджетный сегмент.
Шапарин говорит без иллюзий: «Пока россияне массово вынуждены покупать Granta из-за ограниченного выбора и неподъемных цен, о качественном рывке говорить рано».
Минпромторг выстраивает новую стратегию: субсидии без кредитов?
Один из важнейших барьеров для россиян — запредельно дорогие автокредиты. Сейчас программы господдержки при покупке новых авто доступны только для отдельных категорий граждан и исключительно в рамках кредитных договоров. Сценарий, когда субсидия оформляется даже при покупке автомобиля без заемных средств, становится не просто мечтой — этот вариант уже рассматривается в Минпромторге.
Идея проста: избавить граждан от переплаты по процентам и дать возможность реально сэкономить на приобретении, а не терять выгоду из-за банковских условий. Если этот шаг будет реализован, масштабный скачок в спросе может перерасти из теории в реальность.
Будущее рынка — глоток свершений или очередные иллюзии?
Проблески надежды появляются в ностальгических сравнениях: десять лет назад Россия вплотную приблизилась к Германии по объему продаж новых машин. Сегодня такие темпы лишь ворошат прошлое. Но эксперты твердо уверены: рациональное регулирование стоимости автомобилей, ликвидация искусственных ограничений и адекватные меры господдержки открыли бы путь к достижению первого места на континенте.
Будущее российского авторынка висит на весах: сохранится стагнация — или начнется небывалый подъем? Всё зависит от того, удастся ли вырваться из замкнутого круга ценовой и кредитной недоступности для простых россиян.
Пятёрка лидеров автопродаж в Европе наглядно иллюстрирует расстановку сил и скрытый потенциал российского рынка:
1. Германия – 242 728 проданных авто (-0,2%)
2. Италия – 139 142 (+2,7%)
3. Франция – 138 696 (-5,6%)
4. Великобритания – 120 331 (-10,4%)
5. Россия – 102 107 (-25,5%)
Ситуация остается накалённой, но сценариев развития гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Перелом последует там, где сегодня кажется безысходность.
Источник: www.kp.ru