Юнес Баба-Али и его путь в CMOOA, Piasa и развитие марокканского искусства

Развитие рынка современного марокканского искусства и его особенности

Юнес Баба-Али и его путь в CMOOA, Piasa и развитие марокканского искусства-0
Фото: kommersant.ru

Рынок произведений искусства всегда поражал своей изменчивостью. Здесь ценовые тенденции часто выбирают парадоксальные траектории, не вписываясь в привычное представление о линейном росте стоимости. Это касается абсолютно всех — и мастеров с мировой славой, и только набирающих популярность современных художников. История марокканского арт-рынка наглядно иллюстрирует, насколько стремительно здесь могут меняться вкусы, предпочтения коллекционеров и уровень поддержки творцов со стороны галерей и институций.

Десять лет назад Compagnie Marocaine des Oeuvres et Objets d’Art (CMOOA) демонстрировала впечатляющие результаты: интерес к марокканскому искусству стремительно возрастал, а лоты стремительно уходили с молотка. Признанный французский аукционный дом Piasa также не остался в стороне, организуя отдельные торги, целиком посвященные современному искусству Марокко. Казалось, марокканские автографы уверенно входят в мейнстрим, а сам рынок приобретает новую динамику. Появилось множество молодых имён, которые были уже отмечены международными премиями и выставлялись в известных галереях Европы и Африки.

Яркие таланты: художники нового поколения

В этот период работы таких талантливых художников, как Мохсин Харраки, Зейнаб Андалибе, Ханане Эль Фарисси, Хичам Гардаф, Чоурук Грич, Ранда Маруфи и Амина Резки, появлялись на торгах CMOOA и быстро привлекали внимание коллекционеров Нового и Старого Света. Вдохновляло то, что публика передавала эстафету интереса от поколения к поколению, а сами авторы уверенно участвовали в международных арт-ярмарках и получали признание.

Многие из них были представлены не только в марокканских, но и в зарубежных институциях, включая европейские музеи и частные коллекции. Однако, несмотря на первоначальный ажиотаж и рост спроса, арт-рынок оказался подвержен резким колебаниям. Уже спустя несколько лет волна энтузиазма заметно спала. Торгов на весь мир стало гораздо меньше, а цены на работы новых марокканских авторов стабилизировались на более скромном уровне.

Юнес Баба-Али: пример современного успешного художника

Особое место среди авторов этого периода принадлежит Юнесу Баба-Али. Его карьера — прекрасная иллюстрация того, как художник, получивший весомые международные награды и заслуженное признание, может вдохновлять целое поколение. Победитель престижной премии Леопольда Седара Сенгора на Дакарской биеннале 2012 года и обладатель приза Богоссяна на крупной выставке в Брюсселе в 2014 году, Юнес Баба-Али стал одной из самых заметных фигур современного североафриканского искусства.

В возрасте чуть старше тридцати лет он стремительно ворвался на аукционную сцену, а его фотография, проданная в Марракеше в 2016 году за 3 400 долларов США, стала тем самым знаком, который, казалось, предвещал становление крепкого вторичного рынка его произведений. Успех подкреплялся регулярным участием в значимых международных выставках, появлением работ в сборниках и коллекциях, в том числе в известном бельгийском музее современного искусства Mu.ZEE в Остенде.

Трансформация рынка и перспективы марокканских художников

Тем не менее, рынок оказался более чувствительным к переменам, чем ожидалось. Несмотря на престижные участия в проектах уровня Documenta 14 в Берлине в 2017 году и вхождение работ в уважаемые зарубежные коллекции, устойчивого спроса на аукционах пока не сложилось. Это подчеркивает специфику современного арт-рынка: слава и музейное признание не всегда напрямую отражаются в ценовых показателях на торгах.

Однако карьера Юнеса Баба-Али, как и его коллег, таких как Ранда Маруфи, Хичам Гардаф или Зейнаб Андалибе, продолжает вдохновлять новых создателей искусства благодаря личному опыту и экспериментальному подходу к творчеству. Их работы исследуют темы идентичности, истории, урбанистики, взаимодействия с окружающим миром. Через яркие художественные проекты они способствуют культурному диалогу и создают прочные мосты между Востоком и Западом.

Рост числа музейных и выставочных институций, поддерживающих художников из Марокко, а также международных партнерств, свидетельствует о том, что марокканское искусство прочно закрепилось на культурной карте мира. Появление новых имен и развитие крупной арт-ярмарочной инфраструктуры в стране формирует основу для будущих успехов, не ограниченных лишь кратковременным всплеском интереса коллекционеров.

Оптимистичный взгляд на ситуацию поддерживают и сами художники, многие из которых высказывают уверенность: за трансформациями арт-рынка всегда следуют новые поводы для вдохновения и роста. Юнес Баба-Али, а также его коллеги по современному искусству продолжают раздвигать горизонты, внося значимый вклад в развитие мировой художественной сцены. Мир современного искусства по-прежнему ждет от них свежих идей, ярких работ и новых побед!

Источник: www.kommersant.ru

Интересные новости