Трудный путь к премьере

Московский Художественный Театр хранит уникальную, хотя и драматичную, историю сотрудничества с Михаилом Булгаковым и его пьесой «Кабала святош». Автор принес это произведение во МХАТ, но покинул театр после его неудачи. Первоначально, в 1930 году, постановка была запрещена. Однако благодаря вмешательству Максима Горького через год разрешение дали, правда, под новым названием «Мольер». Репетиции растянулись на пять долгих лет, став притчей во языцех: Булгакову постоянно требовалось вносить правки, к работе режиссера Николая Горчакова активно подключались Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, менялись художники и исполнители главных партий, некоторые артисты не дожили до премьеры.
Кратковременный успех и несправедливый запрет
В 1936 году спектакль все же увидел свет рампы. Он прошел семь раз при полных залах и восторженном приеме публики, но столкнулся с волной резкой критики в прессе. Один из рецензентов, позже выведенный Булгаковым в «Мастере и Маргарите» как Латунский, обвинил автора в безыдейности и изображении великого Мольера кровосмесителем, усмотрев также намеки на современность. Председатель Комитета по делам искусств Платон Керженцев в докладной Иосифу Сталину раскритиковал «тайный политический замысел» драматурга — провести параллель между положением писателя при монархической тирании и при диктатуре пролетариата. Вскоре появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание» — после нее постановку немедленно сняли с репертуара, театр не стал за нее бороться. Более того, критика пьесы нашла поддержку у некоторых актеров, близких Булгакову. Потрясенный драматург подал заявление об уходе из МХАТа, где шесть лет работал режиссером-ассистентом: «Мне тяжело работать там, где погубили "Мольера"», — написал он.
Славное возрождение классики
Счастливое возвращение пьесы на сцену МХАТ состоялось в 1988 году благодаря постановке Адольфа Шапиро. Блестящий Олег Ефремов воплотил образ Мольера, а короля Людовика великолепно сыграл Иннокентий Смоктуновский. В 2001 году увидела свет обновленная версия этого же спектакля — теперь заглавную роль блистательно исполнял Олег Табаков, ранее игравший слугу Бутона. Замечательная традиция продолжилась: Константин Хабенский, став третьим художественным руководителем МХТ, также примерил парик великого комедианта и драматурга, подтверждая непреходящую ценность произведения.
Источник: www.kommersant.ru