Дамаск разорвал соглашение с Москвой по Тартусу
Временное правительство Сирии приняло решение о прекращении действия инвестиционного соглашения с российской стороной по управлению портом Тартус. Данный контракт, заключенный в 2019 году между правительством Башара Асада и компанией «СТГ-Инжиниринг», предусматривал модернизацию и расширение гражданской инфраструктуры порта на протяжении 49 лет. В настоящее время Турция проявляет активный интерес к развитию сирийских портовых сооружений, выступая ключевым партнером нового руководства страны. Важно отметить, что данные изменения не затрагивают российские военные объекты в Средиземноморье.
Согласно заявлению руководства таможенного управления провинции Тартус, новая администрация планирует самостоятельно осуществить реконструкцию порта для восстановления его полноценного функционирования. Прибыль от деятельности порта будет направлена на развитие сирийской экономики, а местные специалисты займутся обновлением портового оборудования.
Необходимо внести ясность относительно российского оператора порта. Хотя некоторые источники указывали на холдинг «Стройтрансгаз», фактическим участником соглашения выступала компания «СТГ-Инжиниринг».
Структура собственности «СТГ-Инжиниринг» претерпела изменения в 2018 году, когда «Стройтрансгаз» продал свою 100% долю. В настоящее время компания принадлежит в равных долях АО «Фотон Экспресс» и ООО «Триумф», последним владеет гражданин Армении Касбар Самер Фуад.
В северной части портового комплекса расположен 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Важно подчеркнуть, что текущие изменения затрагивают только гражданскую инфраструктуру порта, регулируемую соглашением 2019 года. Ранее действовавший контракт, по словам бывшего министра транспорта Сирии Али Хамуда, предполагал комплексное развитие объекта на принципах государственно-частного партнерства.
В 2019 году вице-премьер РФ Юрий Борисов озвучил амбициозные планы российской стороны по модернизации существующего порта и строительству нового торгового терминала. Планируемый объем инвестиций на первые четыре года составлял 500 миллионов долларов. Российские дипломаты подчеркивали стратегическое значение этих инвестиций не только для бизнеса, но и для укрепления региональной безопасности.
После смены власти в Сирии Турция активно включилась в процесс модернизации морской инфраструктуры страны. Министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу заявил о готовности содействовать развитию портовой системы и активизации торговых отношений.
В последнее время появилась информация о возможных ограничениях на импорт товаров из определенных стран. Хотя официальный Дамаск опровергает эти сведения, существует вероятность наличия непубличных директив в данной области.
Новый курс Сирии тревожит ее соседей
Представители экспертного сообщества отмечают, что многие российские бизнес-проекты в Сирии развивались без широкой огласки из-за международных ограничений. Постепенное сокращение деловой активности началось еще до 2022 года, что было обусловлено как внешним давлением, так и сложной экономической ситуацией в стране.
Эксперты подчеркивают, что функционирование российского ПМТО в Тартусе, действующего с 1971 года, не зависит от изменений в управлении гражданской частью порта. Будущее российского военного присутствия будет определяться в ходе переговоров между Москвой и новым сирийским руководством.
Источник: www.kommersant.ru