Урс Фишер передаёт эстафету новым шедеврам на ГЭС-2

Искусство в движении на Болотной набережной

Урс Фишер передаёт эстафету новым шедеврам на ГЭС-2-0
Фото: kommersant.ru

Легендарную скульптуру «Большую глину №4» демонтировали в сердце Москвы. Работа прославленного швейцарца Урса Фишера украшала Болотную набережную возле Дома культуры «ГЭС-2» с 2021 года. Этот 12-метровый алюминиевый объект, напоминающий размятый ком глины, стал поводом для оживлённых дискуссий о ценности современного искусства. Прежде чем обрести временный дом в столице, композиция успела побывать в Нью-Йорке и Флоренции, где её символика также находила как сторонников, так и тех, кто её не принял. Представители Дома культуры пока хранят интригу: не называя, куда направится «Глина», не раскрывая автора и название новой инсталляции для освободившегося пространства. Однако звучат намёки, что будущая работа станет творческим продолжением зародившейся здесь идеи.

Как рождается паблик-арт: диалог и поиск

Мария Калинина, главный куратор фонда современного искусства Max Art, раскрыла процесс отбора произведений для общественных пространств: «Паблик-арт — это значительный объект от современного художника, который неизбежно сочетает в себе социально-культурные и экономические вызовы. Когда кураторы выбирают работу для публичного показа, ключевым моментом является создание диалога с жителями и культурными институтами. Что появится вместо "Глины"? Вариантов множество, это открытый творческий процесс. Проектирование паблик-арта — это всегда долгий диалог между кураторами и художниками, а также обсуждение с местными властями, которые дают разрешение на установку», — отметила Калинина.

Планы, сроки и динамика городских арт-объектов

Первоначально ожидалось, что «Большая глина №4» пробудет в центре Москвы около года. Ещё в августе 2021-го столичный мэр Сергей Собянин говорил о её скором отъезде. Однако скульптура задержалась, став узнаваемой частью набережной. Замена подобных экспонатов требует значительных ресурсов, подчёркивает художник Аристарх Чернышев: «Общественные пространства управляются городом или частными структурами. Поэтому инициатива всегда идёт "сверху". Такие масштабные объекты нельзя создать просто по желанию артиста – их производство требует серьёзного финансирования. Часто проводятся конкурсы от мэрии, фондов или компаний. Или напрямую привлекают известных художников, как нью-йоркскую "Каплю" Аниша Капура. Бюджет изготовления даже моих относительно небольших медиа-объектов достигает 10 млн рублей. Проекты уровня "Глины" с алюминиевыми оболочками и стальным каркасом обходятся уже в десятки или сотни тысяч долларов, а иногда и миллионы».

Гибкость форматов и взгляд в будущее

«Срок жизни арт-объекта в городе?» — продолжает Чернышев: «Это полностью решает владелец пространства. Если произведение прижилось, оно может оставаться годами. А бывают временные проекты, поочередно сменяющие друг друга. Яркий пример — подиум на Трафальгарской площади в Лондоне, где новый объект устанавливается каждый год по итогам конкурса. Продолжительность зависит от концепции места».

Новый этап для Болотной набережной

Демонтаж знакового арт-объекта вызвал оживлённую реакцию, сопоставимую с моментом его появления. Во мнениях звучали разные точки зрения. Сейчас творческое сообщество и горожане активно обсуждают, какие новые впечатляющие инсталляции могли бы занять освободившееся место у "ГЭС-2", открывая следующую яркую страницу паблик-арта Москвы.

Источник: www.kommersant.ru

Интересные новости