Путин открывает небо над Сибирью, Уралом и Дальним Востоком для БПЛА


putin700.jpg
Фото: cnews.ru

В российском воздушном пространстве назревает эпохальное преобразование: новые территории Урала, Сибири и Дальнего Востока окажутся доступными для полетов гражданских беспилотников. Сигнал к этой трансформации дал Владимир Путин — принятие столь неожиданной меры сулит менять не только технические, но и экономические и стратегические устои страны.

На пороге перемен: новый класс неба

Россия стоит на грани возникновения уникального класса воздушного пространства — чтобы во многом облегчить и ускорить интеграцию беспилотных летательных аппаратов на обширных просторах, от Урала до Тихого океана. Инициативу лично озвучил президент Владимир Путин на специальном совещании, посвященном судьбоносным вопросам развития беспилотной авиации.

До лета 2025 года хватит времени установить допустимые эшелоны для БПЛА, а также сформировать предельно ясные и доступные требования к эксплуатации таких аппаратов. Ключ в гибкости: различные модели будут подчиняться собственным высотным коридорам, что может дать новый импульс развитию всей индустрии.

Президент открыто заявил: «Без снятия искусственных барьеров невозможно говорить о революционном прорыве в отрасли, о быстром внедрении новых разработок и опережающем росте производства». В этом контексте формирование безопасных зон для массовых испытаний и коммерческого применения БПЛА — уже принципиальный вопрос для национальной технологической конкурентоспособности.

На данный момент после ограничений, введённых в 2022 году, большинство российских регионов жестко контролирует использование дронов. В начале 2024 года вступает в силу правительственное постановление об определенных послаблениях — но они по-прежнему ограничивают высоту (до 150 метров), временные рамки (только светлое время суток) и требуют соблюдения прямой видимости, а также исключения полетов в специальные закрытые зоны.

Где появятся воздушные маршруты для дронов?

Оптимальным для эксплуатации беспилотников эксперты считают диапазон высот 300–500 метров. Антон Блик, возглавляющий компанию «Летающие грузовики», отмечает: именно такой коридор необходим для эффективной работы дронов при доставке грузов на большие расстояния или мониторинге сложных объектов инфраструктуры.

Павел Камнев из НТИ «Аэронет» объясняет: в гражданском секторе БПЛА используются для патрулирования магистралей, обследования газопроводов, поиска пропавших людей и даже решения аграрных задач. Антон Аверьянов из «ST IT» рассказывает о новых горизонтах: aerial-видеосъемка, точное картографирование, контроль состояния посевов становятся всё более востребованными.

Перспективными регионами для свободных полетов становятся российский Север, нефтяные и аграрные области, удалённые от критических зон. Блик добавляет, что Волгоградская область и районы за пределами зоны СВО — идеальные площадки для внедрения массовых БПЛА. Никита Данилов, руководитель «Флай Дрон», уверен: стратегически оправдано максимально раскрывать воздушные пространства Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Безопасность: тонкая грань риска

Технологический скачок в использовании беспилотников неминуемо сопряжён с вопросами безопасности. Данилов уверен, что в восточных районах России — за Уралом — дроны не создадут серьезных угроз. А вот в европейской части страны, где концентрация стратегически важных объектов выше, требуется масштабное внедрение антидронных систем. Такие технологии способны распознавать и обезвреживать нарушителей в автоматическом режиме.

Камнев подчёркивает: уже сейчас авиационное пространство России подчиняется жёстким регламентам, а комплексные системы навигации, телеметрии и передачи данных связывают пилотов с диспетчерскими центрами. С 2026 года запланирован запуск интегрированных решений по перехвату управления, которыми занимаются десятки профильных ИТ-компаний в сотрудничестве с промышленными ведомствами. Если испытания пройдут удачно, появится возможность оперативно предотвращать любые ЧП и угрозы.

Российское производство БПЛА: битва умов и технологий

В ближайшие десять лет рынок отечественных беспилотников может пересечь грань в миллион единиц, и это только начало. Сейчас в России уже функционирует 15 специализированных производственных центров, и за ближайшее десятилетие к ним добавится ещё 48 новых площадок. Они рассредоточены по всей карте страны: от Москвы и Санкт-Петербурга до областей Новгородской, Рязанской, Сахалинской, а также в Пермском крае, Удмуртии и Татарстане.

Павел Камнев оценивает: на сооружение одного современного научно-производственного центра необходимо от 1 до 4 миллиардов рублей. Крупные проекты в 15 ведущих регионах страны тянут на ещё более значительные суммы — от 4 до 10 миллиардов каждый.

В Омской области губернатор Виталий Хоценко лично курирует создание площадок, предназначенных не только для разработки и тестирования, но и для дальнейшего крупносерийного выпуска высокотехнологичных БПЛА. Производство компонентов для дронов — например, аккумуляторов — также запускается на отдельных предприятиях в Тольятти, общий объем вложений уже превысил 1,3 миллиарда рублей.

Амбициозная федеральная дорожная карта по развитию беспилотных авиационных систем предусматривает серьёзные расходы на ближайшие шесть лет: сумма инвестиций приближается к астрономическим 900 миллиардам рублей — такая сумма распределится между федеральными, региональными и внебюджетными источниками.

Индустрия на взлёте: кто рулит рынком?

Креативную инициативу по массовому развитию беспилотников поддерживают лидеры технологических и промышленных компаний. Среди главных фигур — Антон Блик, предприниматель и вдохновитель грузовой аэрологистики, Павел Камнев, сложивший деловую репутацию эксперта по высоким технологиям, Антон Аверьянов, внедряющий IT-продукты в сельское хозяйство и строительный сектор, а также Никита Данилов, специализирующийся на безопасности и регулировании полетов в промышленных масштабах.

Не остаётся в стороне и Виталий Хоценко, губернатор Омской области: его регион активно вкладывается в национальный проект, увеличивает долю собственных инвестиций и стремится войти в число первых лидеров среди субъектов Федерации. Интерес бизнес-сообщества только разгорается: объединяя ресурсы частных корпораций, научно-исследовательских институтов и местных администраций, наметился устойчивый тренд на резкое расширение отрасли уже в ближайшие годы.

Рискует ли Россия новым технологическим прорывом?

Активное реформирование правил полётов и открытие гигантских площадей для БПЛА нависло над Россией подобно раскату грома, предвещая не только рост экономики, но и пересмотр подходов к безопасности. В ситуации, когда страны мира накаляют гонку по внедрению беспилотников, российская ставка на Урал, Сибирь и Дальний Восток выглядит смелой и даже опасно перспективной.

Здесь в равной степени сочетаются возможности для прорыва и риски для инфраструктуры — успех проекта будет зависеть от тонкой настройки нормативной базы, модернизации технических систем и беспрецедентной слаженности между государством, бизнесом и регионами. Будут ли российские БПЛА лидерами будущего технологического мира?

Ответ на этот важнейший вопрос очень скоро определится в небе над Сибирью и Дальним Востоком, где уже начаты ключевые эксперименты нового века. Судьба проекта может стать определяющей для всей дальнейшей истории отечественной авиации.

Источник: biz.cnews.ru

Интересные новости