Битва реализмов в «Птице» Андреа Арнольд

Новая художественная картина «Птица» (Bird) предлагает зрителям необычное киноповествование, балансирующее между разными стилистическими направлениями. Попытка режиссера объединить социальный и магический реализм создает уникальное, хотя и противоречивое кинематографическое полотно.
Повествование начинается интригующе: юная Бейли (Никия Адамс), проживающая в небольшом городке графства Кент, увлеченно снимает птиц на мобильный телефон. Неожиданно появляется эксцентричный Баг (Барри Кеоган) – яркая личность с множеством татуировок и золотой цепью на шее. Он подхватывает девочку на электросамокат и мчится к своей избраннице Кейли (Фрэнки Бокс), готовясь к скорому бракосочетанию.
Первоначальное впечатление обманчиво: Баг оказывается не ухажером Бейли, а ее 28-летним отцом-одиночкой, сохранившим подростковый характер. Несмотря на безработицу, он живет в красочно оформленном сквоте и устраивает веселые вечеринки. Это намного привлекательнее для девочки, чем дом матери, где царит гнетущая атмосфера из-за сложных отношений с ее новым партнером.
Картина снята в лучших традициях британского кинематографа – на 16-миллиметровую пленку с использованием техники «дрожащей камеры» талантливым оператором Робби Райаном. Однако фильм выходит за рамки привычного социального реализма, предлагая более сложное художественное решение.
Сюжет принимает неожиданный поворот после появления загадочного персонажа по имени Птица (Франц Роговский). Бейли, ночующая в полях, встречает необычного человека в килте, чье лицо удивительно напоминает птичье. Этот персонаж олицетворяет чистую духовность и бескорыстную любовь к миру, становясь своеобразным символом надежды среди серых будней.
В кинематографической истории существуют яркие примеры использования образа птицы как метафоры свободы и духовного полета. Достаточно вспомнить знаменитый фильм «Птаха» 1984 года о ветеране Вьетнама, где главный герой отождествляет себя с птицей, запертой в человеческом теле. Также можно провести параллели с «Бёрдменом» 2014 года, хотя там птичья символика носила более иронический характер.
Новая интерпретация «птичьей» темы предлагает зрителям поразмышлять о границах реальности и воображения, о поиске свободы и истинного «я» в современном мире. Несмотря на некоторую вторичность образов, картина поднимает важные вопросы о человеческой природе и возможности преодоления социальных ограничений.
Источник:www.kommersant.ru