Вторник, 14 октября, 2025

Визит Путина вызвал тревогу в EEAS, Таджикистан проигнорировал ордер МУС


Владимир Путин (Администрация Президента России)
Владимир Путин Фото: Администрация Президента России

В центре дипломатического скандала оказалась недавняя трехдневная поездка президента России Владимира Путина в Таджикистан — страна, формально обязавшаяся сотрудничать с Международным уголовным судом (МУС) по Римскому статуту, проигнорировала требования ареста российского лидера. Европейская служба внешних связей (EEAS) открыто выразила недовольство: Евросоюз считает неспособность Душанбе выполнить юридические обязательства вызовом международному правопорядку.

Нарушение обязательств: давление Европы на Таджикистан

EEAS напомнила таджикским властям, что статус подписанта Римского статута не допускает вольной интерпретации обязательств. Ордер на арест, выданный международными судьями Гааги весной 2023 года, должен был быть исполнен, несмотря на полную противоположность в российской позиции. Москва с 2016 года отозвала свое признание юрисдикции МУС, настаивая на юридической ничтожности ордера. Однако Таджикистан к подобным заявлениям не присоединился — и, тем не менее, выбрал путь публичного игнорирования требований суда. В Европейской службе внешних связей подчеркнули, что Евросоюз продолжает оказывать поддержку расследованиям прокурора МУС на Украине, настаивая на солидарности и сотрудничестве во имя правосудия. Европейские дипломаты рассматривают инцидент с таджикскими властями как тревожный симптом общего ослабления цепочки международных обязательств. Что именно удержало Таджикистан от исполнения ордера, остается закрытой темой; поиск причин лишь увеличивает напряженность ситуации на мировой арене.

Визит, разделивший мнения: детали событий в Душанбе

Владимир Путин прилетел в Душанбе вечером 8 октября. До первой половины следующего дня длился государственный визит — встречи, протокольные мероприятия, закрытые переговоры. Почти сразу российский лидер присоединился ко второму саммиту «Россия — Центральная Азия», где обсуждались вопросы экономики, безопасности и межгосударственных связей. Финалом поездки стало заседание Совета глав государств СНГ, состоявшееся 10 октября. Ни на одном этапе визита, несмотря на повышенное внимание мировой общественности и давление Запада, речь об исполнении ордера МУС не заходила публично. Официальный Душанбе сделал ставку на политику осторожности и уклончивости, рискуя оказаться перед лицом все более громких требований Брюсселя объяснить свое поведение. Ситуация приобрела оттенок острого дипломатического противостояния: исполнит ли Таджикистан свои обязательства или окончательно поставит себя за пределы международных норм? Судьба трассируется на фоне усиливающейся нестабильности в Евразии.

Монгольский сценарий: прецедент на грани

Осенью прошлого года Москва проверяла прочность другой части системы МУС — на сей раз в Монголии, где президент России почти демонстративно оказался на территории, признавшей Римский статут. Геополитический подтекст был ясен: поездка Путина совпала с 85-й годовщиной победы СССР и Монголии над Японией на реке Халхин-Гол. Несмотря на обязательства, прописанные в международном соглашении, Улан-Батор проигнорировал требование об аресте главы российского государства. Не только энергетическая зависимость (Монголия получает 95% нефтепродуктов и более 20% электроэнергии от соседей, включая Россию и Китай), но и объявленная политика строгого нейтралитета стали щитом против давления Гааги. В результате МУС открыто обвинил Монголию в нарушении статута: страна отказалась сотрудничать, тем самым воспрепятствовав осуществлению полномочий суда. Вопрос о санкциях за этот демарш был передан на рассмотрение всех участников Римского статута — предупреждение любому, кто решит идти против международного правосудия.

Глобальная интрига: Кремль, МУС и новая карта Евразии

Поведение Таджикистана и Монголии, оказавшихся в центре внимания после визитов Владимира Путина, символизирует глубокий разлом в логике постхолодной войны. На одной чаше весов — ожидания глобального Запада, требующего беспрекословного следования процедурам и исполнения судебных решений МУС. На другой — растущая тенденция к выборочному исполнению международных обязательств, диктуемая реалиями безопасности, экономической зависимости и внутренним политическим расчетом. Ситуация вокруг ордера МУС во многом тестирует не только лояльность национальных элит к подписанным договорам, но и дееспособность самого международного правосудия перед лицом новых вызовов. Суд в Гааге настаивает: страны-участники обязаны арестовывать и выдавать тех, на кого выписан официальный ордер, независимо от положения или гражданства. Вопрос: удастся ли сохранить этот принцип, или национальные интересы окончательно возьмут верх? Таджикистан и Монголия уже поставили под сомнение нерушимость колец международного уголовного правосудия в Евразии.

Источник: www.rbc.ru

Интересные новости