В Ивановской области завершились уникальные испытания инновационного асфальтового покрытия с использованием добавки МСБ1. Все работы проходили на специально выделенном участке автодороги «Иваново–Ярославль», что стало значимым шагом для развития современной дорожной инфраструктуры региона. В исследовании ключевую роль сыграли специалисты Губкинского университета, научно-образовательный центр (НОЦ) «Битумные материалы», а также профессор Елена Чернышева.
Современные методы контроля качества дорожного полотна
Проводимые работы по испытанию материалов проходили с применением комплекса продвинутых технологий. Для оценки свойств дорожного покрытия использовались методы контрольной вырубки, дефектоскопия, а также георадарное сканирование. Такой подход позволил не только зафиксировать высокие эксплуатационные качества нового асфальта, но и получить целый ряд данных о состоянии и долговечности покрытия.
МСБ1: инновационный модификатор для асфальтобетона
Добавка МСБ1, которую предложили внедрить ученые Губкинского университета, обладает комплексным составом. Благодаря ей асфальтобетонная смесь приобретает прочную армирующую структуру. Внутри материала формируются многоуровневые физические и химические сетки, препятствующие миграции низкомолекулярных веществ, в том числе масляных фракций из битума. Это свойство помогает увеличить срок службы дорожного покрытия, а также стабилизировать его основные свойства даже при сложных климатических условиях средней полосы России.
Не менее значимым является экономический эффект использования МСБ1. В ходе лабораторных и натурных испытаний специалисты выяснили: внедрение добавки позволяет сократить использование битума в составе асфальтобетона на 0,6–1%. Это обеспечивает снижение себестоимости строительной смеси примерно на 10% по сравнению с классическими технологиями производства.
Роль Елены Чернышевой и перспективы МСБ1 в России
Ведущий эксперт проекта, профессор кафедры технологии переработки нефти Губкинского университета Елена Чернышева, особо отметила: «Сейчас мы производим опытно-промышленные партии модификатора. Для дальнейшего увеличения масштабов внедрения нам необходимы заинтересованность потенциальных заказчиков и гарантии потребления продукции. Мы продолжаем расширенные испытания МСБ1 в различных регионах страны. Для подтверждения надежности технологии в долгосрочной перспективе на трассе Р-79 Иваново–Ярославль создан специальный тестовый участок протяженностью 1 километр. За его состоянием будем наблюдать вплоть до 2028 года».
В ближайшем будущем команда ученых планирует адаптировать состав модификатора для различных российских климатических зон — с учетом региональных особенностей температуры, влажности и характера дорожных нагрузок.
Вклад НОЦ «Битумные материалы» в развитие нефтехимии
Согласно мониторингу специалистов научно-образовательного центра «Битумные материалы» Губкинского университета, на рынке нефтехимии намечен устойчивый рост потребления тяжелых и высоковязких нефтей, а также сырья с преобладанием парафиновых фракций. Применение таких материалов без дополнительных модификаторов вызывает снижение качества и окисляемости гудрона и, как следствие, ухудшение эксплуатационных показателей битума.
НОЦ «Битумные материалы» является ведущей научной площадкой страны для организации фундаментальных и прикладных исследований, связанных с производством битумных материалов, а также непрерывным повышением их качества. Центр действует на базе исторической битумной лаборатории Губкинского университета, которая известна как один из старейших исследовательских коллективов данного профиля в России.
Поддержка региона и перспективы внедрения разработок
Экспериментальный участок для внедрения инновационного асфальтобетона был организован при непосредственной поддержке правительства Ивановской области. Это позволило эффективнее реализовать проект и создать уникальную практическую испытательную платформу для ученых и производственников. В результате, Ивановская область становится примером региона, где научные открытия и передовые технологии оперативно внедряются в реальный сектор дорожного строительства.
По итогам испытаний специалисты прогнозируют, что благодаря добавке МСБ1 в будущем удастся существенно повысить долговечность и безопасность российских дорог. Внедрение новых составов окажет позитивное влияние и на экономику отрасли, и на уровень комфорта для жителей, а опыт Губкинского университета и команды Елены Чернышевой может быть тиражирован в других регионах страны.
Опыт успешных испытаний демонстрирует эффективное сотрудничество ученых, региональных органов власти и промышленных предприятий, открывая широкие возможности для развития современной транспортной инфраcтруктуры на всей территории Российской Федерации.
Источник: naked-science.ru